Статья от 01.06.2012г.

Судебная практика

Ухнули в яму? Требуйте ущерб с дорожной службы!

Как поступить автовладельцу, попавшему на дороге в одну из вечных и бездонных российских ям? Генеральный директор юридической фирмы «Коммерсант» Рабиль Алиев сам оказался в такой ситуации и на собственном примере делится с читателями «Автовестника» правильным алгоритмом действий.

Ответственность за ямы - на дорожниках
В мае этого года Верховный суд РФ принял важное для автомобилистов решение, постановив, что за аварии, которые произошли по вине дорожных служб, должны отвечать именно дорожники. Теперь доводы строителей о том, что водитель должен был снизить скорость на плохой дороге и вовремя заметить яму, не принимаются во внимание. Если перед аварийным участком не стоял знак «плохая дорога» или «ремонтные работы», яма оказалась больше, чем 15 см в длину, в ширину 60 см, в глубину 5 см, а автомобиль, попав в нее, получил повреждения, то спрос за последствия ДТП только с дорожных служб.

Попал в яму
9 мая Рабиль Алиев, проезжая по улице Хузангая на автомобиле «Тойота Авалон» в полдесятого вечера, неожиданно попал колесами в яму – большую, залитую водой. Из-за плохой видимости водитель заметил опасность на дороге поздно и не успел сманеврировать. В яму машина провалилась передними колесами.
Что в таких случаях делать автомобилисту, опытный юрист знает точно. Поэтому поступил правильно: выехал из ямы, осмотрел машину и вызвал инспектора ГИБДД по телефону к месту происшествия. Постарался максимально наглядно сфотографировать яму, повреждения колес, обстановку на месте ДТП.

Все, что нужно зафиксировать на месте
По вызову к месту ДТП приехал инспектор ГИБДД. Оформил в письменном виде объяснения потерпевшего и отказ от возбуждения дела об административном нарушении, (ведь вины водителя в происшедшем не было). Зафиксировал видимые повреждения автомобиля: на правом переднем колесе погнут диск, на левом переднем – грыжа покрышки. Составил акт о состоянии дорожного покрытия с точными параметрами ямы (замерили вместе с потерпевшим) – 2 м в диаметре, 18 см глубиной.
То есть яма превысила нормы неопасного повреждения дорожного полотна: по ГОСТу предельные размеры просадок и выбоин на дороге не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Дорожных знаков или ограждения перед ямой не было.

Дальнейшие шаги
10 мая попавший в ДТП юрист позвонил в «ТрансТехСервис» и записался на диагностику в сервисный центр «Тойота». К дилеру обратился специально: в авторизированном сервисном центре гарантирована квалифицированная экспертиза. 12 мая диагностика подтвердила повреждения обоих передних колес, а также выявила нарушения в работе подвески: в нижнем рычаге и в рулевой тяге. Зафиксировали результаты диагностики автомобиля, выставили счет на ремонт.
Для надежности Рабиль Алиев решил провести повторную диагностику в присутствии представителей дорожной службы: лично отнес письма с приглашением на экспертизу полученных повреждений автомобиля, вручил сотрудникам МУП «Дорэкс» (Марпосадское шоссе, 13, корп. 1) и МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» (бульвар К. Ефремова, 16), записал номера входящей корреспонденции. Однако 21 мая на повторную экспертизу представители чебоксарских дорожных служб не явились. Хотя яму на дороге по ул. Хузангая тем временем уже засыпали.
Сейчас продолжается независимая оценка ущерба и делается трассологическая экспертиза: могли ли быть получены такие повреждения именно в данной яме? В ближайшее время будет назначена дата суда, и продолжение этой дорожно-ямочной истории узнают читатели нашего журнала.

Ирина САВКИНА

Читать оригинал в формате PDF

Читать оригинал на сайте журнала "Автовестник" № 10 (106)